Риторику, влияние и харизму можно прокачать!
Риторику, влияние и харизму можно прокачать!
Блог Тамары Карташевой

Как готовиться к выступлению?

Расскажу, с чего обычно начинаю я. Накидываю все мысли, которые, как я думаю, непременно должны прозвучать. Потом выбираю одну, ту, что вмещает в себя все. Одну, большую, важную. В нее сложится все остальное, как в матрешку.

Это будет та самая мысль, ради которой я и пойду к людям. Которую они потом унесут с собой. А я буду все выступление к ней возвращаться так или иначе, буду ее доказывать, иллюстрировать примерами, аргументами, историями.

Эта мысль не может быть длинной и путанной. Она должна быть короткой и яркой. Это может быть цитата или пословица, например, один в поле не воин. А потом доказывайте, почему все так, а не иначе. Почему, допустим, в строительстве один в поле не воин? Почему так важно наладить правильные отношения с клиентами, подрядчиками и командой? Почему без всего этого, не получится быть успешным на большом и конкурентном рынке? В каждой опции найдите свои доказательства, свои примеры. Не затертые, не известные всем, а новые, живые. Удивите свою аудиторию своим взглядом на вещи.

Очень важны в речи начало и финал. Как заметил в первом веке нашей эры Марк Фабий Квинтилиан, запоминается первое и последнее. Об этом тоже стоит подумать, когда мы готовим текст выступления.

Если не знаете с чего начать и долго идете к главной мысли, собирая все попутные по дороге, то это не тот метод, на который мы будем опираться. И если не знаете, чем завершить, замираете, а потом бессильно разводите руками: «это все, что я хотел сказать», - это тоже не наш прием.

Нужно учиться находить основную мысль, а потом доказывать ее.
«Слова – жемчуг. Но когда их много они теряют свою цену»
Курдская пословица
Еще пример. Один из моих мастер-классов называется «Вначале было слово».
Слово в нем в центре всего, как солнце. Все крутится вокруг него.

Легко догадаться, что я всю дорогу, пока работаю в этой теме, обращаю внимание на слова, на их место в речи и на то, как меняется смысл, как сбивается интонация, если даже одно слово вдруг оказывается не то. Не точное, не уместное или сухое, лишенное красок. Убеждаю, что слова нужно просеивать свозь двойное сито, что не стоит хватать первые попавшиеся. А лучше брать живые, яркие, короткие (они самые древние в языке) и выстраивать из них орнамент текста, выстраивать из них миры.

«Моя деятельность связана с…», — говорит 99 процентов моих учеников. Но разве не проще, теплее и короче: «моя работа»? Или вот еще: «данный проект зарекомендовал себя в текущем периоде…», «я получаю удовлетворение от того, что вижу, как благодаря мне сотрудники развиваются и достигают определенных результатов…».

А можно ведь иначе: «Мне нравится делать все, чтобы наши ребята росли, учились, менялись»… И сразу появляется человек за этими словами. Живой, настоящий, открытый.

Штампы съедают время и ничего не дают взамен. В них нет жизни. Это «мертвые» слова, по определению вдумчивой переводчицы и автора глубокого учебника про слова Норы Галь.

С чего начать?
Приучать себя искать точные слова, не брать привычные и затертые. Они не самые удачные, как правило. Наш мозг отлично осведомлен о вариативности нашей лексики. Он ведь давно, хорошо и лично с нами знаком. Он знает, мы не взыскательны, что нам и этого слова хватит. Мы же всегда брали первые попавшиеся слова, почему не взять опять?

Но дело в том, что ваш мозг пока не в курсе, что вы на пороге перемен. Он привычно и намеренно возвращает нас к нашему же языковому шаблону. Ему так проще. Мол, «расслабься, тебя и так поймут». Но это ловушка! Обходите, перескакивайте её, как в компьютерной игре. Уцелеете, да ещё и получите свой бонус — новую жизнь, полную коротких и классных публичных выступлений.


«Нет ничего сильнее слова»
Менандр
Приведу еще такой пример. Представляете, если бы Мартин Лютер Кинг сказал не свое легендарное: «у меня есть мечта», а допустим что-то такое: у меня есть дорожная карта и она приведет нас куда нужно. Вошла бы такая фраза в историю? Думаю, вы сами знаете ответ.

Слова можно и нужно выбирать из книг, из ваших любимых произведений, из стихов. Собирать, как драгоценности. Искать синонимы в словаре, примерять к своему тексту, чтобы это было уместно, образно, ярко. Да, это требует времени, но оно того стоит.

Как говорить красиво и коротко?


«Тайна скучного заключается в том, чтобы сказать все»
Иоганн Вольфганг фон Гете
Начну с болей, которыми со мной делятся ученики.

Им страшно выступать публично. Наверное, именно поэтому я и начала вести блог про секреты публичных выступлений как раз с этого: «Как не волноваться перед выступлением».

А еще они говорят, что когда они выступают на вебинаре или совещании, люди мало что понимают, не слушают, переглядываются, зевают и ждут, пока все закончится. Это видно и это очень обидно. И они с сожалением вынуждены признать, что публичные речи – не их конек. И они об этом мучении вспоминают каждый раз, когда нужно в очередной раз выступить. Они не однажды терпели разочарование и теперь предпочитают «сидеть тихо и не высовываться». Они говорят такими длинными предложениями, что путаеются в окончаниях и даже теряют смысл, а потом пытаются его отыскать, но безуспешно.

Если хоть что-то из этого перечня касается вас, то с этим срочно нужно что-то делать. И лучше прямо сейчас.

Попасть в аудиторию — одна из важнейших задач выступающего. Что значит попасть или не попасть? Все просто, нужно спросить себя: почему или даже так: с какой стати, эти люди будут меня слушать? Что нового я им расскажу? Как я их изменю своим выступлением? О чём заставлю задуматься?

Непопадание в свою аудиторию – серьезная ошибка.

Возьму вот такой пример. Военный выступает перед школьниками и рассказывает им про то, что такое офицерская честь. И вот какие он берет для этого слова: «Офицерская честь – это кодекс поведения или моральные нормы поведения офицера. Офицер, как часть вооруженных сил, как часть армии, наделен правом давать команды, руководить, определять судьбу солдат, но вместе с тем офицер так же на нем лежит груз ответственности. Эта ответственность закреплена и законодательно, а так же это определенные обязательства. Вот это и есть офицерская честь».

По сути, тут все правильно. Но это все эти слова понятны только людям военным. Потому что это письменные слова, а не устные. Это могло бы быть написано в своде правил для курсантов военных училищ или кадетов, но никак не для школьников. Тут нужен совсем другой язык: доступный, простой. А для этого можно рассказать историю о каком-то командире, который делает все для своих ребят. А они за него готовы хоть в огонь, хоть в воду. Что офицерская честь – это, прежде всего, ответственность, порядочность, смелость. Хорошо бы еще и эмпатия.

Никому не интересны общие слова или какие-то речи, в которых не за что зацепиться. Интересно, когда за словами открывается живой человек, когда есть факты и из них складывается картинка.
Когда найдены такие слова, что трогают сердце и касаются души вашей аудитории.

«Слово от сердца трогает другое сердце»
Осетинская пословица
И чтобы проиллюстрировать эту мысль, я возьму пример из моей книги «Короче говоря». Однажды на острове Патмос, я увидела монаха. Высокий, слишком тонкий для своих лет, светлый, он показался мне прозрачным, бесплотным. Стоял в длинном чёрном монашеском платье до пят под раскалённым греческим солнцем и, казалось, он единственный, кто не плавился. Ему было далеко за восемьдесят. Тело подтянутое, высушенное аскезой и солнцем, глаза - небесно-голубые. В них — баланс, покой, глубина. Его звали отец Александрос. Он стоял у входа в Пещеру Апокалипсиса и предлагал туристам хлопковые белоснежные салфетки. Он их вязал сам. Цену не назначал, оставляя это право покупателям, а если точнее, жертвователям. И вот как он представился:

- Когда-то я был известным в Европе танцором, потом импресарио. Побывал во многих странах мира, исколесил Европу и Африку. Был знаком с Челентано, снимался с Элизабет Тейлор в «Клеопатре». У меня там была маленькая роль, но зато большого азиатского царя. Я был богат и знаменит. Не в кино, а в жизни. У меня было всё. Но однажды я понял, что должен всё изменить. И тогда я построил церковь. Друзья решили, что я выжил из ума. Я себе оставил лишь иконы и священные книги. И вот мой дом теперь здесь, на Патмосе, в Эгейском Иерусалиме. Таким счастливым как сейчас, я ещё никогда не был.

Факты из жизни здесь туго вплетены в канву самопрезентации. Послевкусие от этого рассказа остается невероятное. Трогают кротость, любовь, терпение и конечно то, как легко, без тени гордости этот монах рассказал о себе. Отец Александрос не старался произвести впечатление и при этом произвел. Потому что каждое слово попадает ровно в цель, нет ни одного лишнего, не точного.
Когда мы готовимся к выступлению, нам нужно начать с нескольких важных вещей из формулы идеальной коммуникации, помните? Мы о ней говорили уже.

Цель = аудитория, формат, момент.

Узнайте, кто будут эти люди в зале, для кого вы будете выступать, приготовьте примеры, факты, истории.

Найдите главную мысль и постройте вокруг нее свое выступление.

Оттолкнитесь от основного тезиса, потом его докажите и завершите свою речь.

Ну, а если все это пока для вас сложно, обращайтесь к профессионалам.

Спасибо, что дочитали статью. Подписывайтесь на мой телеграм канал Ем, Молюсь, Учу - там много интересного о выступлениях и очень доброжелательные подписчики.